narratv.ru
Disco Elysium
За что я люблю Диско Элизиум? За его графику? За атмосферу? За интересную историю или квесты?
Я думал об этом и, хочу сказать, что это не главное. А главное - простой советский...
Когда я познакомился с Диско, я не сразу вкурил вообще что происходит. С первого раза - я в неё играть не стал. Не помню уж почему, но сам визуальный стиль мне понравился. На какое-то время отложил её на "полку" и не притрагивался. Пока в какой-то из дней не решил снова её запустить. И, похоже, попал в нужное настроение.
Вообще я люблю читать. Особенно интересные истории. История Дюбуа по началу показалась мне совершенно чуждой. Непонятной. Невнятной. Пошлой. Недостойной моего внимания, если хотите. Но потом, когда я начал понимать, какие процессы происходят внутри, я перестал так думать. Потому как всё, о чём "думает" Дюбуа - про нас с вами.
Эта игра не про расследование. И не про детектива, нет. Эта игра про поиск себя, своего я, веста в мире и попытке определиться, какой след останется после каждого из нас в этом мире.
Сюжет, история, убийство, расследование - это лишь ширма для того, чтобы разобраться с внутренностями Дюбуа. Как он относится к одним вещам, а как к другим. Как размышления о вопросе меняют восприятие мира и как влияют на прохождение сквозь события. Основа игры - в размышлениях и "диалогах с самим собой".
Здесь мы знакомимся с очень колоритным персонажем, который играет в сюжете и размышлениях не последнюю роль.
Базовая механика, которая здесь вынесена на первое место - это диалоги. Фактически вся игра - это интерактивная книга, историю которой мы можем прочесть по разному. Да, у нас есть стандартный атрибут любой РПГ - навыки, характеристики, состояния. При этом самая простая механика подбрасывания кубика с гранями здесь завернута в философские размышления и неудачи. И сделано это очень просто - ты точно воспринимаешь это, как невероятное везение или неудачу. И то и другое влияет на то, что ты узнаешь и как в итоге достигнешь своей цели. Здесь нет "не влиятельных" событий и бросков. Здесь нет "лишних" мыслей - каждая мысль, которую мы довели до логического осмысления - меняет историю неожиданным образом.
Каждая реплика, каждый маленький элемент, вопрос, диалог, мысль - заставляет нас ЗАДУМАТЬСЯ. А не просто прочесть. Игра сделана так, что мы переживаем все мысли Гаррье и пропускаем их через себя. Внутренне соглашаясь с ними или нет. А самое главное, знаете что? Мы можем согласиться или не согласиться с ними! И результат будет разный. Мы можем отвергнуть рассовую теорию, или принять её. И диалоги будут другие. И отношение Гаррье будет другое! Каждая мысль и слово - имеет значение, а не просто сделано для галочки. И именно это - вариативность мысли, вариативность отношения, возможность изменить своё мнение в момент происхождения каких-то событий, прямо как в жизни, вот оно. Мы проживаем личную трагедию размышлений героя о себе и мире, являясь её прямым участником, а не сторонним наблюдателем. Вот что цепляет в этой игре.

Какой колоссальный труд заложен в разработку каждого диалога я не представляю. При том, что сюжет линеен - основная развязка будет зависеть только от тех решений и мыслей, который мы принимали. Потому что главная цель игры не раскрыть дело, а найти себя. И каждый находит себя по разному.

Как же повторить нарративный успех в стиле Диско?
Как я и сказал раньше, основа всего нравящегося нам нарратива - в мыслях героя. Десятки внутренних "я" разговаривают с нами и наталкивают нас на определённые мысли. Мы расщепляем свою личность на составляющие и взаимодействие с ними отдельно, в контексте конкретной ситуации, которая перед нами возникает. И самое главное, мы можем повлиять на это размышлениями об этом. И я вам сейчас открою ультра-секрет, мысль должна не поменять восприятие героя, это не важно, мысль должна побудить ИГРОКА ЗАДУМАТЬСЯ об этой мысли. Сам Гаррье нам не интересен. Игроку интересно то, как он сам думает об этой мысли. И в игре он должен получить подтверждение тому, как он об этом думает. У Диско получилось нам дать противоположные мнения относительного одного вопроса.

Если вы хотите повторить нарративный успех Диско, надо разработать такую систему, которая позволит игроку задумываться о каких-то вопросах в РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, а не только в игре. И тогда успех вам гарантирован.

А вообще. Вы же знаете, что надо взаимодействовать с игроком, который находится в реальном мире, да? Ведь да?