Нарративный дизайнер vs Дизайнер?
В чем основное отличие и почему нарративный дизайн так сильно отличается от "обычного"?
Давайте разбираться!
Для начала давайте поймём, чем кто из них занимается. Поверхностный гуглопоиск говорит нам следующее:

Дизайнер – это специалист, который занимается созданием визуального облика различных объектов, будь то предметы, пространства, графические элементы или цифровые интерфейсы. Дизайнеры применяют свои знания и навыки для решения задач в различных областях, включая графический дизайн, веб-дизайн, дизайн интерьеров, промышленный дизайн, дизайн одежды и многие другие.

Нарративный дизайнер — это специалист, который работает над созданием и интеграцией истории в видеоиграх. Он отвечает за то, как игрок воспринимает и взаимодействует с повествованием, связывая сюжет, игровые механики и пользовательский опыт. Нарративный дизайнер не только придумывает историю, но и следит за тем, чтобы она органично вплеталась в геймплей и влияла на восприятие игрока.
По факту:
Нарративный дизайнер – это профессионал, который создаёт цельную, завязанную на механики и технические ограничения историю, по которой пройдёт целевая аудитория.
Большую часть работы нарративщика, понятное дело, приписывают видеоиграм – именно там, на первый взгляд нужен, нарративщик. Используя все приёмы, доступные человеку, он погружает игрока в историю на столько органично, чтобы игрок "сросся" с игрой и ощущал себя там так, как-будто он там был и прожил этот опыт сам, будучи в своём теле и со своим разумом.
Самое классное в истории с нарративом то, что мы не ограничены только одним инструментом. В руках нарративщика – тексты, рассказы, диалоги, фото, арты, видео, звук и музыка. Мы можем без слов рассказать историю, просто добавив в дизайн многоквартирного дома на локации – выбитое окно!

И игрок сам достроит историю о том, что здесь произошло.
Deus Ex:HR
Будучи в тесной связи с левел-дизайнерами, композиторами, авторами, архитекторами, дизайнерами интерьеров, окружающим миром – нарративщик создает КОНТЕКСТ.

Контекст для того, чтобы игрок додумал ту историю, которая разворачивается на экране.

При этом самый важный навык для нарративщика, именно навык, который важно и нужно воспитывать и прокачивать – адаптивность. Нарративщики не создают миры – они их адаптируют под то, что есть в их распоряжении. В том числе и технические возможности. Бывают моменты, когда технически возможности не дают сделать определённый контекст, хотя он "просится" именно здесь и именно в том виде, в котором его не получается сделать на уровне техники. Вот здесь нарративщики и проявляют свой основной талант – логично, связно и красиво объяснить, а почему так. Идеально – заставить игрока сопереживать этому.
Так в чём же основное отличие нарративщика от дизайнера?
Дизайнер - создаёт детали.
"Нарративщик" – создаёт из деталей – контекст.
Но где ещё можно применять нарративный дизайн? Неужели только в видеоиграх? Отнюдь, нет!

Нарративный дизайн можно применять в большинстве мест массового(и не очень) посещения людей – тематические парки, кафе, музеи, магазины.

Один из идеальнейших примеров нарратива в обычной жизни, на мой взгляд, является небезызвестный всем магазин "IKEA". Замечали когда-нибудь, как вас погружают там в культуру Швеции. Казалось бы, с какой стати? Это же магазин мебели и декора. А вот и нет! Это магазин культуры! И соприкасаясь с ним вы ощущаете не "дух магазина", а "дух Швеции"!

Когда их откроют снова – обязательно пройдитесь по магазину и оцените его: как вас погружают в быт шведов? Как вам преподносят образ жизни, которым "вы хотите жить"? Как вам рассказывают историю о том, что жить в Швеции – прекрасно и органично? Как вам привносят культуру другой страны так, что вы ощущаете её как часть собственного "я"?

Просто почувствуйте это, когда в следующий раз будете там.

А на сегодня я с вами прощаюсь =)

Удачных повествований!